Нелепость ситуации заключается в том, что если бы ради отказа от курения требовалось переболеть несколько дней гриппом, мы с радостью ухватились бы за такой шанс. Во время гриппа порой кажется, что умираешь, но мы не рыдаем и не паникуем. Это можно пережить, нет причин унывать. Не поймите меня превратно: я вовсе не пытался умалить страдания моей собеседницы в ее или ваших глазах. Муки абстиненции совершенно реальны, я помню, как терпел их полгода. Я просто пытаюсь донести до нее и до вас мысль, что физической боли она не испытывает. Курильщики способны крепко проспать всю ночь без курения. Целых восемь часов без сигарет. Проснувшись, они не сразу хватаются за пачку. Утром подавляющее большинство курильщиков сначала встают, а уж потом закуривают. Мало кто позволяет себе курить в спальне. Многие сначала пьют чай или кофе или даже завтракают. Некоторые закуривают, только когда выходят из дома, другие — только по приезде на работу. И они не визжат от боли и не лезут на стену. Но тот, кто попытается выхватить у них сигарету, которую они закурят на работе, рискует заработать перелом руки!
Представьте, что вы обратились к врачу с симптомами, которые почувствовали в момент под условным названием «хочу курить!». Как бы вы описали свои ощущения и объяснили, где именно они наблюдаются? Попробуйте
выполнить это упражнение через тридцать минут после перекура, когда у вас возникнут неприятные ощущения. Как только они появятся, не дайте себе снова закурить, а потом точно определите, что и где вас беспокоит.
Вообразите, что ваше тело — карта вроде тех, которыми пользуются специалисты по акупунктуре. Вы можете хотя бы приблизительно определить, в какой точке сосредоточены ощущения? Нет, ничего у вас не получится. Потому что вас мучает растущее чувство беспокойства и неуверенности, от которого легко избавиться, закурив очередную сигарету. Теперь представьте, что вы решили прекратить эксперимент, потянулись за пачкой и обнаружили, что она пуста. Паника нахлынет мгновенно, вы начнете шарить по карманам, ящикам стола и сумкам в лихорадочном поиске источника никотина. Неприятное ощущение, которого мы, курильщики, скоро научимся избегать.
Такую же панику испытывают люди, когда засиживаются допоздна, судорожно подсчитывают запас сигарет и понимают, что скоро они иссякнут. Вы наверняка занимались теми же мысленными подсчетами: «На этой вечеринке мне торчать еще как минимум два часа, а у меня осталось всего четыре сигареты».
Вы распределяете сигареты, как драгоценную воду в путешествии через Сахару. Для вас вечеринка кончилась главным образом потому, что сразу после вспышки паники вы только и делаете, что напоминаете всем и каждому: ровно в такое-то время вы уйдете отсюда. Вечеринка вроде бы удалась — вы познакомились с интересным человеком. Оказалось, вы и он — единственные курильщики среди присутствующих. Поначалу вас не беспокоило то, что он, похоже, из тех курильщиков, которые могут обходиться и без сигарет. И вы даже пренебрегли тем фактом, что он не счел нужным прихватить с собой сигареты. Интерес к новому знакомому начал угасать, когда он завел нотацию о частоте курения, при этом курил столько же, сколько и вы, да еще и расходовал ваш запас, потому сигареты и кончились раньше, чем предполагалось. Но самое досадное — не говоря прямо, он постоянно намекал, что курит так много лишь потому, что вы подаете ему дурной пример!
Конечно, вы слишком хорошо воспитаны, чтобы поставить его на место. Но как только вы обнаружили, что сигарет осталось в обрез, то сразу прекратили делиться ими. В конце концов ваш зануда-собеседник понял намек и испарился. Значит, можно спокойно достать предпоследнюю сигарету. Вдруг перед вами возникает ваш собеседник и бесцеремонно тянется к пачке с последней драгоценностью:
1. Я возьму ее, можно ?
2. Можно?! Ах ты, идиот неотесанный! Конечно, нельзя!
Само собой разумеется, об этом вы лишь подумали. Наглец задел вас за живое, но терять лицо вы не хотите. И потому отвечаете:
3. Можно, конечно. Как и ты, я могу обходиться без курева.
Ваш сарказм прицельно бьет в собеседника, но последняя сигарета уже у него в зубах. Вот вы и на мели.
Итак, скажем прямо: курильщики не испытывают физической боли, когда пытаются бросить курить, а если они еще и хотят бросить, то довольно легко избавляются от привычки. Это относится не только к вам, но и ко всем курильщикам. Однако общеизвестно, что подавляющее большинство курильщиков считают отказ от курения чрезвычайно трудным, а то и вовсе невозможным поступком. Причина тому — страх, паника, неуютное чувство, возникающее, когда хочешь курить, но не можешь утолить эту жажду. Не пытайтесь закрывать глаза на эту панику — она на самом деле существует. Курильщик охотно поделится с совершенно незнакомым человеком и сигаретой, и даже последней конфеткой «Роло» (Рекламный слоган карамели «Роло»: «Кого вы любите так, что готовы поделиться с ним даже последней "Роло"?» — Прим. пер.) , но если незнакомец
посмеет претендовать на последнюю сигарету, а курильщик не побоится потерять лицо, ответ, скорее всего, будет примерно таким: «Могу предложить литр крови. Или даже одну из почек — только попросите. Но последнюю сигарету? Ни за что!!!»
Единственное, что мучает курильщика, если он решит бросить курить, — не желание выкурить сигаретку, а невозможность его осуществить. Иными словами, когда предмет вожделения под запретом. Это своеобразная психологическая пытка, и неизвестно, когда она закончится и закончится ли вообще. Несмотря на ее нематериальность, она значительно осложняет отказ от курения. И НЕ ПРОСТО ОСЛОЖНЯЕТ!
Рассмотрим повнимательнее волевой метод. Если у нас крепкая воля, применение этого метода начинается с уныния и мрачной обреченности, однако мы надеемся, что выдержим испытание и избавимся от зависимости. Но зачем так страдать? Ведь мы же решили, что больше не хотим курить. Почему мы выходим из себя только потому, что курить нельзя? Вероятно, все из-за той же паники, о которой мы уже говорили. Но такого объяснения недостаточно. Мы уже установили, что паника у курильщиков возникает лишь в том случае, когда они хотят курить, а выполнить это желание невозможно. Но откуда берется паника, если мы решили больше никогда не курить?
Возможно, вы считаете, что причиной всему никотин — наркотик, вызывающий привыкание, и что у зависимого человека нет иного выхода, кроме как стремиться к очередной дозе даже после того, как он бросил курить. Звучит вполне логично, но опять-таки ничего не объясняет. Что это за «стремление»? В данном контексте оно может означать лишь одно: «Хочу курить!» Но ведь я только что решил, что больше никогда, ни разу не захочу курить, так откуда у меня такие желания? В них нет ни малейшей логики. Вообразим себе диалог двух подруг.
А: Я не прочь в субботу пройтись с тобой по магазинам.
Б: И я охотно захватила бы тебя с собой. Терпеть не могу бродить по магазинам одна.
АА придется смотреть, как Джон играет в регби. Скука смертная. Он все равно продует, а мне придется стоять под дождем, на ветру, и волноваться, как бы он себе что-нибудь не сломал. И это еще цветочки! Хуже всего — слушать эти детские песни после матча.
Б: Ему давно пора повзрослеть, и ты его напрасно поощряешь.
А' Конечно, ты абсолютно права. Я уже давно грозилась отправить его на матч одного. Решено — иду с тобой по магазинам!
А теперь представим, как в следующую субботу первая подруга с несчастным видом таскается по магазинам, причитая:
«Прости, Б, но меня страшно тянет на регби! Уже едва держусь. Надеюсь, не каждую субботу мне теперь так мучиться».
У меня богатое воображение, но даже в самых невероятных фантазиях я не могу себе представить такую ситуацию — и это несмотря на то, что сам ненавижу походы в магазины и обожаю регби. Наверное, вы заметили, что приведенный пример не имеет никакого отношения к волевому методу отказа от курения. Все мы слышали от курильщиков: «Ну все! Осточертела мне эта мерзкая привычка. Я трачу бешеные деньги на привилегию портить себе жизнь. Хватит, завязываю!» Чем еще объяснить, что решение бросить курить — одно из самых популярных под Новый год. Но разве мы не видели, как в последующие несколько часов, дней и недель те же курильщики повторяют: «За сигарету я готов убить!»
Вероятно, и вы уже прошли через этот совершенно нелогичный процесс. Со мной такое повторялось много раз. Мы называем его «зависимостью». Но это слово не проясняет ситуацию и мало чем отличается от попыток вывести нелепые поступки в целом разумных людей из привычки!
Так почему же мы ведем себя иррационально? Ключевое слово — отказ. Когда перед первой подругой встает щекотливая задача — как объяснить Джону, что скоро он лишится ее поддержки, — вряд ли она остановит выбор на выражении вроде «Я отказываюсь бывать на твоих матчах».
Наверное, вы заметили, что выражением «отказ от курения» я пользуюсь тогда, когда речь идет преимущественно о волевых методах. Курильщикам не нравится быть курильщиками: по их мнению, нелогично считать приятным занятием вдыхание в легкие зловонного и вредного дыма, утверждать, будто он помогает сосредоточиться, избавляет от скуки и стресса. На самом деле все они верят, что курение доставляет им удовольствие или помогает в жизни. Само слово «отказ» подразумевает жертву. Незачем понимать, почему та или иная еда вкуснее прочих блюд, или почему палец болит, если нечаянно попадешь по нему молотком, или почему загорается лампочка, когда включаешь свет. Точно так же нам незачем знать, почему сигареты якобы меняют к лучшему застолья и прочие выходы в свет, а также каким образом они помогают сосредоточиться или избавляют от скуки и стресса — нам достаточно знать, что сигареты обладают таким действием.
Бесспорно, курильщики расслабляются и избавляются от стресса, когда прикуривают очередную сигарету. Если вы верили в это еще до того, как потушили сигарету, которую надеетесь считать своей последней, зачем же вам отказываться от этих убеждений? Что удивительного, если при телефонном звонке или в напряженные моменты мозг настойчиво требует, чтобы вы закурили? А когда после хорошего обеда все вокруг закуривают, а вам нельзя, кажется, что в этом обществе вы лишний? Конечно, вы надеетесь, что со временем эта проблема разрешится сама собой. Но с какой стати? Ведь разлука усиливает любовь. Однако вы упорно надеетесь, что благодаря волевому методу когда-нибудь воскликнете: «УРА! ПОЛУЧИЛОСЬ! Я СВОБОДЕН!»
Такое случается редко. Это не значит, что не случается вообще. Кое-кому удается даже совсем бросить курить — эти люди с упоением рассказывают, что к сигаретам их совсем не тянет. Их проблему решает время. Если им удается воздерживаться от курения достаточно долго, они постепенно мирятся с ситуацией, реже испытывают муки абстиненции и привыкают считать себя некурящими. Но в этом меньшинстве многие признаются, что им недостает особенной сигареты, выкуриваемой после еды.
Именно они, эти нытики, запугали всех нас, создали миф о вечном курильщике, которому на свободу никогда не вырваться. Вы замечали, что в ресторанах яростнее всего нападают на курящих посетителей самодовольные бывшие курильщики? Для них это не возможность возмутиться, а средство самозащиты. Плывущий по залу дым как бы напоминает, что курение для них под запретом, и они укрепляются в своем решении не курить, унижая курильщиков.
Волевые методы даются большинству курильщиков с трудом, а иногда и не даются вовсе, потому что нам промыли мозги, с малых лет приучив считать их трудными. И если вы решитесь и попробуете применить один из волевых методов, тщетная попытка не развеет миф, а подтвердит его. По этой причине курильщики прилагают немалые усилия бросить курить примерно раз в пять лет. Именно столько времени требуется, чтобы выветрились воспоминания о муках.
Когда вы добьетесь успеха с помощью «Легкого способа», вы, разумеется, захотите помочь своим курящим друзьям. Не раздражайтесь, если хорошие вести не вызовут у них энтузиазма. Такое отношение может быть порождено скепсисом или убежденностью, что на них «Легкий способ» не подействует. И даже если друзья верят вам, но недавно предприняли неудачную попытку бросить курить волевым методом, уговаривать их обратиться к «Легкому способу» — все равно что предлагать марафонцу, упавшему за два метра до финишной черты, отдохнуть полчасика, а затем вновь пробежать дистанцию.
Но основная сложность волевых методов заключается в сомнениях и неуверенности в себе. Мы беремся за дело, надеясь на успех, но не верим в него и ничего не знаем наверняка. Это пример негативного мышления. Учиться плавать трудно и страшно, но вы когда-нибудь видели эйфорию ребенка, только что научившегося держаться на воде? Даже если он проплыл всего пару метров, чуть не ушел на дно и наглотался воды? Это не умаляет его радости. Ребенок точно знает, что он держался на воде сам, без надувных подушек и без помощи взрослых. Он плыл! И понял, что со временем, если тренироваться, он проплывет весь бассейн и будет еще счастливее. Только победа на Олимпиаде может сравниться с эйфорией того, кто сделал первые несколько гребков и уверовал, что рано или поздно обязательно поплывет.
Если ваша цель — прожить год без курения, ясно, что до конца года она не будет достигнута. Если ваша цель — прожить всю жизнь без курения, очевидно, что о результатах этого стремления можно говорить лишь в конце жизни. Другими словами, даже если добьешься своего, то не узнаешь об этом! Незавидная перспектива — всю жизнь бояться фиаско и так и не узнать, победил или нет. И конечно, у волевого метода есть еще один серьезный изъян: им пользуются курильщики, которые искренне верят в то, что идут на огромные жертвы. Да, им известно, что недостатки жизни курильщика значительно перевешивают ее преимущества. Тем не менее они верят, что курение доставляет им удовольствие и служит «костылем». Минутная беспечность, неосторожность во хмелю — и они вновь оказываются все в той же ловушке. Неудивительно, что бросить курить «волевыми» методами так сложно.
В предыдущей главе я просил вас ответить на вопрос: когда вы поймете, что исцелились? Затем я подробно рассмотрел примеры ответов, данных нашими пациентами. Вы, наверное, заметили, что безупречных ответов я не привел. Да, я лишь намекнул, что невозможно знать наверняка, что больше никогда в жизни не закуришь, пока не проживешь эту жизнь полностью. Так откуда же Дебби или сам Аллен Карр знают, что больше не будут курить?
Если спросить зверолова: «Сможете ли вы со всей ответственностью утверждать, что никогда не попадете ногой в медвежий капкан?», он наверняка ответит отрицательно. А теперь слегка изменим постановку вопроса: «Сможете ли вы со всей ответственностью утверждать, что по своей воле никогда не попадете ногой в медвежий капкан?»
Скорее всего, самым вежливым из возможных ответов будет что-нибудь вроде «Каким же недоумком надо быть, чтобы нарочно совать ногу в медвежий капкан?!» Да, зверолов всю жизнь боится случайно попасть в капкан, но ничуть не опасается сделать это умышленно, особенно если когда-то он уже в капкан попадал!
Возможно, это сравнение медвежьего капкана и курения вас не убедило. Но сравнение приведено для курильщиков, которые пытаются бросить курить волевым методом. Ведь они по-настоящему верят, что отказываются от истинного удовольствия и настоящей опоры в жизни. И если они несчастны и подозревают, что отныне вся их жизнь превратится в череду несчастий, то у них вполне может возникнуть желание закурить вновь. Так и поступают примерно 90% курильщиков. А теперь представьте себе, что вы подсели на новомодный фармацевтический препарат, разрешенный законом, но вам посчастливилось избавиться от этой зависимости. Как думаете, станете ли вы беспокоиться о том, как бы вновь не поддаться этой зависимости? Несомненно, вы уже слышали об этом новомодном средстве. Его название —
«РАЗРУШЕНИЕ».